Все о датчиках кислорода

Все о датчиках кислорода

В целом чтобы топливная система работала нормально за это отвечает датчик кислорода. Сегодня мы расскажем о датчиках кислорода и их признаках неисправностей.

Сегодня в каждой стране борются за экологию и снижению выбросов вредных веществ. Это привело к тому что появились инжекторные двигатели. В этих системах используются специальные датчики которые следят за дозировкой топлива и воздуха более точно, чем в карбюраторных двигателях.

Но это не значит что датчики могут контролировать только топливо и воздух. Кроме того они следят еще и за выхлопными газами. Если быть точным они смотрят за наличием остаточного кислорода. И как вы уже поняли за этим следит датчик кислорода. ЭБУ исходит из показании датчика кислорода и на основе этого корректирует топливную смесь. Те автомобили которые оснащаются нейтрализатором они не могут обходится без данного датчика. В совокупности эти устройства за счет химической реакции снижают вредные выбросы в выхлопных газах. Если будет нарушаться параметр корректировки топлива и воздуха то это может сказаться на нейтрализаторе.

Если внешне смотреть на этот датчик то он устроен не так уж сложно и имеет малые габариты. Его рабочими рабочими элементами являются два электрода это внешний и внутренний. Чтобы мимо датчика не прошла ни одна молекула кислорода его делают чувствительным для этого внешний электрод напыляют платиной. Второй электрод сделан из циркония и он является гальваническим элементом. Особенность данного электрода является то что он вступает в работу когда его рабочая температура не менее 300 градусов. Когда платина улавливает молекулы кислорода напряжение на электроде меняется. ЭБУ видя разность напряжения между электродами интерпретирует в процентные значения остатка кислорода.

Есть два типа датчиков кислорода несмотря на то что они внешне не отличаются. Один из них называется двухточечный. Суть его заключается  в том что он улавливает отклонение количества кислорода от номинального значения. Другой вид это широкополосный который который определяет количества кислорода в процентном соотношении. В тех автомобилях в которых устанавливается нейтрализатор устанавливаются два датчика кислорода. Один снимает показания до нейтрализатора, а второй после и исходя из показаний ЭБУ определяет работоспособность нейтрализатора.

Дальше рассмотрим признаки неисправностей лямда зондов иначе датчик кислорода.

Его неисправность скажется:

1. На динамике набора скорости
2. Неустойчиво будет работать двигатель
3. "Плавание" холостых оборотов
4. Увеличится расход топлива

Если из перечисленного у вас проявилось то стоит обратить внимание на датчик кислорода. Может загорится индикатор «Check Engine» и с помощью диагностического сканера можно считать ошибки с ЭБУ.

Неисправности лямда зондов можно разделить на внешние и внутренние. К внешним можно отнести обрыв проводки т.к это сказывается на работоспособности датчика и удары которые приводит к повреждению корпуса и разрушению внутренних элементов. Обычно это происходит при агрессивной эксплуатации автомобиля, например при бездорожье.

К внутренним относится:

1. Нарушение герметичности датчика которая приводит к проникновению воздуха или выхлопных газов внутрь датчика
2. Из за использования плохого качества топлива происходит наслоение продуктов горения на рабочие поверхности датчика и тем самым платина не сможет улавливать молекулы кислорода
3. Со временем датчик стареет т.е естественное старение т.к датчик работает в агрессивной среде.
4. Датчик подвергается очень высокой температуре которая происходит из за неисправностей топливной системы или неквалифицированного вмешательства    в доработку двигателя

Внешние неисправности и разгерметизация корпуса датчика сказываются сразу же на работе двигателя. Что касаемо внутренних неисправностей то они сказываются постепенно по мере ухудшения проблемы.

Теперь поговорим о неисправностях датчиков кислорода на разных марках автомобилей.

На автомобилях ВАЗ 2110-2112 до 2004 года ставились датчики кислорода производства Bosch с идентификационным номером 0 258 005 133. И только позже на новых автомобилях ВАЗ 2114-2115, Приора и Калина ставились тоже датчики кислорода, но с идентификационным номером 0 258 006 537. На тех датчиках которые устанавливались до 2004 года они не имели подогревателей и вступали в работу как только прогреется двигатель. Сейчас уже устанавливают на все датчики подогреватели и они быстро набирают свою температуру.

Кроме того что мы перечислили основные проблемы этих датчиков выше есть еще две проблемы:

1. После остановки двигателя из под капота может доноситься потрескивающие звуки
2. Выхлопные газы меняются по запаху  из за большого количества несгоревшего топлива

На Ford Focus 2 маркировка и количество датчиков кислорода зависит от двигателя. На двигателях 1.8 и 2.0 л. устанавливаются два лямда зонда. Тот датчик который устанавливается до нейтрализатора он имеет маркировку 3М519F472FF, а за нейтрализатором 3М519G444FF. На моторах 1.4 и 1.6 л. тоже устанавливались по два датчика и имели маркировку тот что до нейтрализатора 3М519F472ВА, а за 3М519G444ВА. На нектрых моторах 1.6 устанавливались по два нейтрализатора и соответственно датчиков было четыре. Два лямда зонда до нейтрализатора у них была маркировка 3М519F472DA и 3М519F472ВС, а после 3М519G444DA и 3М519G444СА. Вазовский датчик с маркировкой 0 258 006 537 производства Bosch от лямда зондов Focus 2 отличался лишь разъемом для подключения. Сами датчики идентичны.

На Skoda Octavia устанавливались свои датчики с каталожными номерами 06A906262BR, 06A906262AJ и др. И то зависит от двигателя и года производства автомобиля. И опять же повторюсь отличия от датчиков от марок автомобилей которые перечислены в этой статье сводились в разъеме.

Honda CR-V тоже использует свои датчики, но может подойти и производства Bosch что тоже подтверждается что отличия в разъемах. Каталожный номер оригинального датчика 36531RNAJ01.

Лямда зонды Renault Logan отличаются между собой цветом оплетки. Их каталожные номера 8200052063, 7700109844 и 8200495791. Так же эти датчики идут на Lada Largus.

Датчики можно проверить осциллографом или мультиметром.