Проверяем датчик коленвала

Проверяем датчик коленвала

Сейчас в каждом современном автомобилей стоят множество датчиков контролирующие механизмы и системы. Как только данные с датчиков поступают на электронный блок управления двигателем (далее ЭБУ) он их обрабатывает и дальше настраивает системы. Из всего множества датчиков которые присутствуют в автомобиле самым важным является датчик положения коленчатого вала. Его вкратце называют ДПКВ или датчик ВМТ. И все таки давайте разберемся какова задача этого датчика. Его задача состоит в том чтобы контролировать скорость вращения коленчатого вала. На основе показании этого датчика ЭБУ настраивает систему питания и зажигания. Другими словами ориентируясь на эти показания ЭБУ рассчитывает сколько подать стоит топлива и когда, а так же в какой момент подать искру.

Из всех датчиков только ДПКВ при его неисправности двигатель может не запустится т.к это приводит к нарушению работы топливной системы. Хоть если двигатель и запустится то он будет работать неустойчиво или с перебоями. Так что на его работоспособность стоит обращать внимание.

Расположение ДПКВ обычно рядом со шкивом привода ремня генератора. По окружности этого шкива сделан зубчатый венец еще его называют диском синхронизации. Когда вращается этот диск ДПКВ реагирует на это. Для того чтобы получать точные показания о вращении коленчатого вала ДПКВ должен находится на нектром удалении от диска. Расстояние между сердечником и зубом диска должно составлять 0.6-1.5 мм.

Различают несколько видов по конструкции и работе ДПКВ:

1. Индукционный. Он кстати распространенный.
2. Датчик на эффекте Холла
3. Оптический

Симптомами неисправности ДПКВ следующие:

1. Двигатель не запускается
2. Во время движения ухудшается динамика
3. Плавают обороты на разных режимах движения
4. Перебои или неустойчивость оборотов холостого хода
5. Появление детонации при нагрузках

Неисправность ДПКВ вас оповестит сигнализатор «Check Engine» в комбинации приборов. Конечно этот сигнализатор указывает не только на ДПКВ, но может и указывать на другие системы и это надо учитывать.

Перед тем как идти за новым датчиком стоит проверить тот который еще стоит на автомобиле. Да и к тому же так будет легче определить неисправность ведь может казаться так что дело и не в датчике.

Самые распространенные проверки ДПКВ:

1. Проверка на сопротивление катушки датчика
2. Сопротивление катушки и изоляции, индуктивности обмотки
3. Проверка осциллографом

Первые две проверки выполнить проще простого если вы имеете для этого необходимые измерительные приборы. То что касаемо проверки осциллографом то он более точным будет, но с его помощью можно проверить в специализированных станциях.

Проверка ДПКВ на ВАЗ 2110

На ВАЗ 2110 используется ДПКВ индукционного типа. Представим ситуацию у вас проблема с двигателем на данном автомобиле. Для этого возьмем мультиметр в режиме омметра и измеряем сопротивление его. Сопротивление должно составлять 550-570 Ом. Для других автомобилей эти показатели могут быть другими так что в этом случае надо смотреть в техническую документацию автомобиля. В том случае если сопротивление ниже или выше этот датчик подлежит замене. Прежде чем измерять стоит измерить зазор между сердечником датчика и диском синхронизации. Бывают такие ситуации что при налипании грязи на датчик или диск синхронизации в районе этого зазора что приводит к потере работоспособности датчика. Если с зазором полный порядок то извлекаем ДПКВ. На ВАЗ 2110 он находится на крышке масляного насоса.

Внешним осмотром оценить состояние корпуса датчика, сердечника его и выводы (на отсутствия окисиления) и провода. Внешние загрязнения датчика можно промыть только чистым бензином или спиртом.

При проверке датчика с помощью осциллографа его не нужно демонтировать. Главное правильно подключить осциллограф к машине. Обычно у него есть один зажим и два щупа. Зажим присоединяется к любой металлической детали двигателя. Один щуп подключается параллельно к клемме вывода сигнала датчика. Второй щуп к выводу 5 на разъеме подключения сканера. Далее переводим осциллограф в режим «Inductive Crankshaft». И только после этого запускаем двигатель. Еси двигатель е запускаем пробуем прокручивать его стартером, чтобы осциллограф снял показания. Исходя из полученной осциллограмме можно строит свои выводы о работоспособности датчика. 

Проверка ДПКВ на Opel Vectra B

Теперь проверим датчик на примере автомобиля Opel Vectra B. На начальной стадий проверка проходит все так же. Датчик снимается, очищается от грязи и проводится проверка.

Для комплексной проверки потребуются следующие приборы:

1. Мультиметр
2. Мегаомметр
3. Прибор для измерения индуктивности

Для того чтобы показания были корректными проверку лучше проводить в отапливаемом помещении. В первую очередь проверяется сопротивление катушки как описывалось выше. Сопротивление должно быть в диапазоне как оговаривается в техдокументации.

Следующая на очереди проверка это проверка на индуктивность которая должна составлять в диапазоне 200-400 мГн. Мегаомметром проверяется сопротивление изоляции. При подаче напряжения в 500 В сопротивления у датчика должно быть не более 20 Мом. Как только будут проведены все эти проверки можно сделать вывод о работоспособности датчика.

Если рассматривать проверку датчика на ВАЗ 2109 с инжекторным двигателем, ВАЗ 2112 и ВАЗ 2114, то у них проверка проходит аналогично ВАЗ 2110. Кроме того при проверке сопротивления катушки датчика еще можно провести дополнительную проверку. Для этого переводят мультиметр в режиме вольтметр с пределом измерения в 200 мВ. Затем подключаем щупы мультиметра в режиме вольтметра к выводам ДПКВ и на нектром удалении от сердечника датчика проводим любым металлическим предметом, например отверткой. Если датчик в исправном состоянии то при проведении металлическим предметом будут наблюдаться всплески напряжения. А если иначе то датчик в неисправном состоянии и его требуется заменить. Если осуществить проверку сопротивления датчика на Renault Logan то у него этот показатель будет иной. Это сопротивление будет составлять 200-270 Ом. У автомобилей Daewoo Lanos сопротивление катушки ДПКВ должно находится в пределах 500-600 Ом. На двигателях ЗМЗ-406 которые ставят на "Волгах" и "Газелях" этот показатель будет в диапазоне 850-900 Ом.

Хочу провести итог и подвести черту. Если вы имеете автомобиль с инжекторным двигателем то имейте в запасе ДПКВ т.к ведь проще установить датчик и не возиться.