Как восстанавливают двигатели

Как восстанавливают двигатели.

Сегодня поговорим о том как восстанавливают двигатели. Вот смотришь на современный двигатель и знаешь что производитель не вложил в его конструкцию возможность восстановления. Случилось у вас что провернуло вкладыш или задрало поверхность цилиндра и сразу иди покупай шорт-блок. Хочу дать определению шорта-блока это блок в сборе с поршневой группой и коленчатым валом и следовательно он дороже обходится.

Раньше блоки цилиндров и их головки делали из чугуна. Если сравнивать чугун и алюминием то первый более надежный т.к он обладает жаро- и износостойкостью. Хотя производители закладывают запас прочности и в алюминиевые блоки и головки. Когда при перегреве коробит поверхности головки и блока цилиндров то у них одинаково происходит коробление.

Чтобы что то ремонтировать должна быть технология ремонта. Бывают и такие случаи что не всегда приходится ремонтировать узел. Это те случай например которая зависит от толщины детали, характера и размера повреждения и конструктивных особенностей двигателя и применяемых материалов.

Прежде чем приступить к ремонту двигателя его следует проверить в опрессовочной ванне. Она позволяет выявить скрытые трещины поскольку если пренебречь этим то при ремонте узла они могут раскрыться. Происходит это следующим образом в ванну для опрессовки заливают горячую воду для того чтобы от высокой температуры расширились даже скрытые трещины если они есть. Далее в рубашку охлаждения направляют воздух под давлением 3 бара и закрывают технологические отверстия. Трещина выдаст себя пузырьками воздуха. Есть так же и технология ремонта при таком случае как например если шатун пробил отверстие в блоке и восстановление перегородок между цилиндров. Проще всего варить алюминиевые сплавы т.к температура плавления ниже.

При сильном износе цилиндров прибегают к расточке его. Для каждого двигателя может быть ремонтный размер запчастей. Если он есть то тогда ремонт становится проще. Цилиндры растачивают до того размера как того требует документация и используют поршни и кольца большего диаметра. На "одноразовых" моторах тоже предусмотрена технология ремонта. Цилиндры тоже растачивают и вставляют чугунные гильзы чтобы установить поршни номинального размера как оригинал так и аналоги. К тому же это позволяет усилить конструкцию двигателя если это алюминиевые блоки. Есть "сухие" гильзы и "мокрые". Те что сухие их вставляют в разогретый блок и фиксируют специальным приспособлением чтобы когда остыл блок не выдавило гильзу. А "мокрые" вставляют без нагрева руками. Есть хонингование и плато-хонингование и все это делается на одном станке. В начале бруском нарезают на стенках цилиндров крупную хоновую сетку она шероховатая для удержания масла, а затем нарезают мелкую поверх.

Покоробленные от перегрева поверхности блока и головки блока цилиндров сначала обрабатывают на шлифовальном станке, а затем подбирают прокладку соответствующей толщины чтобы не пострадала степень сжатия.

Чтобы восстановить поврежденные постели коленчатого вала их крышки подрезают для того чтобы они просели и исходя из размеров крышек обрабатывают постели и главное чтобы не сместить ось вращения вала и выравнить по длине в противном случае он будет подвержен неравномерным нагрузкам и таким образом заклинить и сломаться.

Незначительные задиры на шейках коленвала для начала шлифуют, а дальше подбирают ремонтные вкладыши оригинал или чаще неоригинал. Бывают случаи что и изготавливают. При таких случаях как при сильном износе на шейках наваривают ленту из высокопрочной сплава и обрабатывают под вкладыши. Этим же способом вылечивают и выработку под сальниками и восстанавливают сломанные шпонки. Есть одно что нельзя восстановить так это трещины коленчатого вала. Для того чтобы обнаружить дефекты в коленчатом валу применяют станок магнитной дефектоскопии. Коленвал устанавливается на две опоры с обмотками т.е с отрицательными и положительными полюсами, дальше коленвал смазывают специальным маслом и посыпают металлическим порошком. Через вал проводят ток и происходит магнитное поле и тем самым выдается скрытые трещины выстраивая над ними частицы порошка.

Если у вас тот случай когда вы не можете найти кольца подходящего размера то в этом случае канавки под кольца растачивают. Вот часто бывает когда поршни встречаются с клапанами тогда делают под них цековки. Если шатун не развернуло то и его можно спасти на пресс-станке. Его выпрямляют и вставляют новую втулку под поршневой палец.

Есть и такой станок как горизонтально-хонинговальный. Его вал с резцами проходит сквозь блок и на постелях коленвала снимает тонкий слой металла своего рода растачивает их и делает ровную ось для вращения.

Головки блока цилиндров тоже так же заваривают и опрессовывают в ванне для выявления скрытых трещин. При сварке чтобы сварное соединение получилось надежным блок разогревают в печи для того чтобы сгладить перепады температур при горячей операции.

Можно обрабатывать рабочую фаску и торцы клапанов. Меняют направляющие клапаны или есть возможность изготавливают новые в том случае если производитель не позаботился об этом. Сильно изношенные седла растачивают, вытачивают новые и запрессовывают. После всех обработок и установок деталей и притирки клапанов следует проверить герметичность. Ее проверяют с помощью оборудования создающего вакуум.

Нормально отремонтированный двигатель может прослужить не меньше, чем заводской сборки в том случае если его правильно обкатать и эксплуатировать. При повреждении резьбы в отверстиях применяют футорки и ремонтные шпильки большего диаметра. Они представляют из себя цилиндры. Футорку вставляют в расточенное отверстие и сохраняют номинальную резьбу.

А теперь сравним примерные цены на ремонт двигателя. Например возьмем мотор 1.8-2.0 л. у которого нет серьезных повреждений его стоимость ремонта обойдется вам в 160-180 тыс. рублей. При серьезных повреждениях цена потянет до 280-300 тыс. рублей. Сам только шорт-блок от 2.0 Mazda (не Skyaktiv) вытянет из кошелька вашего 250 тыс. рублей. Если рассматривать контрактный двигатель то он выходит дешевле, но это риск.